ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЦИФРОВОЙ И АНАЛОГОВЫЙ ТЕКСТ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНФЛИКТ ИЛИ ПАРИТЕТ?»
25 октября 2024
15-16 октября 2024 г. на базе Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровой и аналоговый текст в пространстве современного образования: конфликт или паритет?».
Организаторами конференции выступили ФНЦ ПМИ, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Российское психологическое общество и НИЦ «Наука» РАН. Председатель Программного комитета конференции – акад. РАО Ю.П. Зинченко; сопредседатель Программного комитета – член-корр. РАО В.И. Панов; председатель Организационного комитета – к.ф.н. Н.А. Борисенко. Актуальность темы конференции определяется сложными трансформационными процессами, происходящими в области чтения и понимания текста. В современных социокультурных условиях все более востребованными становятся цифровые (электронные) тексты и, соответственно, чтение с экрана. Усилиями ученых разных областей знания выявлено, что цифровые тексты значительно отличаются от традиционных. При этом речь идет не о простом замещении одного носителя другим, а о сущностных изменениях, об изменении восприятия и понимания цифровых текстов и о неоднозначном влиянии трансформационных процессов на современное образовательное пространство.
В работе конференции приняли участие 147 представителей российской науки, среди которых психологи, педагоги, филологи, социологи, культурологи и др., преподаватели образовательных организаций разного типа (школы, вузы, ИПК), аспиранты и магистранты. Российская Федерация была представлена научными сотрудниками из 30 городов (Москва, Санкт-Петербург, Балашов, Владивосток, Донецк, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Луганск, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск, Хабаровск, Ярославль и др.). На конференции выступили ученые из Беларуси (Минск) и Болгарии (Варна). У слушателей география стран была широкой: не только Российская Федерация, но и Армения, Беларусь, Казахстан, Колумбия.
Всего было заслушано и обсуждено 52 доклада (65 исследователей), из них 17 докторов наук и 32 кандидата наук.
Открыл конференцию сопредседатель программного комитета Панов В.И., д.пс.н., член-корр. РАО, поприветствовав участников от имени администрации ФНЦ ПМИ.
На пленарном заседании 15 октября 2024 г.были заслушаны доклады представителей разных областей знания: не только психологов, но и физиологов и культурологов. В своем выступлении Панов В.И. (ФНЦ ПМИ) обратился к проблеме эволюции чтения в эпоху цифровизации, к истокам исследований текста с экрана, прояснил ключевые термины конференции: «аналоговый текст», «цифровой текст», «чтение с экрана», раскрыл перцептивный и семантический аспекты восприятия текста на экране. Борисенко Н.А., к.ф.н., Миронова К.В., к.пс.н., Шишкова С.В., с.н.с. (ФНЦ ПМИ) представили результаты эмпирического исследования, посвященного психологическим особенностям взаимодействия подростков с электронным учебным гипертекстом, в частности, таких проблем, как его первичное восприятие, распределение внимания учащихся, проблемы навигационной деятельности и специфики понимания гипертекста. Карпов А.В., д.пс.н., чл.-корр. РАО, и Волченкова А.А., к.пс.н. (Ярославский государственный университет) рассмотрели вопросы влияния цифровых технологий и обучения гипертекстам на регулятивные процессы подростков в контексте проблемы «клипового мышления». Доктор культурологии Новикова А.А. (НИУ ВШЭ) раскрыла проблему цифрового чтения как чтения мультимодального, с позиций рецептивной эстетики и практики UX-дизайна. Доклад Безруких М.М., д.б.н., акад. РАО, был посвящен фундаментальной проблеме – чтению как сложного когнитивного навыка, в нем были затронуты такие вопросы, как этапы формирования навыка чтения, психофизиологическая структура процесса чтения, иллюстрированная экспериментально полученными данными о движениях глаз, изменение механизмов чтения при изменении технологий реализации деятельности. Кабардов М.К., д.пс.н. (ФНЦ ПМИ) в своем докладе обратился к проблеме овладения языком-речью в модели «учитель – метод – ученик», в частности, к образовательным стратегиям. Борзова Т.В., д.пс.н. (Тихоокеанский государственный университет) прочитала доклад «Развитие метакогнитивных умений студентов вуза как ресурс понимания текстов в цифровом образовательном пространстве», представив проблему как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Завершила пленарное заседание Карпова Н.Л., д.пс.н. (ФНЦ ПМИ). Она обратилась к проблеме художественного текста и особенностям работы с ним в системе семейной групповой логопсихотерапии.
15 октября 2024 г. прошла работа секции 1 «Теоретические и эмпирические исследования чтения и понимания текста с листа и с экрана» (руководители секции: Панов В.И., Патраков Э.В.) и секции 2 «Психолого-педагогические аспекты обучения учащихся чтению и пониманию текста с листа и с экрана» (руководители: Борисенко Н.А., Романичева Е.С.).
На второй день конференции, 16 октября 2024 года, секция 3 «Цифровая образовательная среда и новые практики чтения и письма на разных ступенях образования» и секция 4 «Поддержка чтения и текстовой деятельности в цифровой и смешанной средах» прошли под руководством Мироновой К.В. и Борисенко Н.А. Также состоялась работа секции 5 «Традиции семейного чтения и библиотерапия» (руководители: Карпова Н.Л., Жукова Т.Д.).
Каждая секция заканчивалась обсуждением по наиболее острым вопросам, поднятым в докладах участников секций. Выделяя главное в секционных докладах, интегрируя вопросы, замечания и выводы, нужно отметить следующее:
- во-первых, наблюдается широкий подход к понятию «чтение», под которым сегодня понимается далеко не только чтение художественной литературы, но и чтение веб-страниц, ленты в социальных сетях, сообщений в мессенджерах и т.п.;
- во-вторых, отмечается важность, с одной стороны, междисциплинарного подхода и учета исследований в смежных науках, а с другой – учета специфики, «демаркационной линии» в психологических исследованиях, изучающих прежде всего изменение процессуальной стороны восприятия, чтения и понимания цифровых и бумажных текстов;
- в-третьих, осознается необходимость обучения «чтению вообще», вне зависимости от носителя, этапность в становлении навыка чтения: детей нужно обучать традиционному чтению с листа и только после этого, создав базу, – чтению с экрана.
Конференция завершилась итоговым заседанием в Большой аудитории, отчетами руководителей секций, подведением итогов сопредседателем программного комитета Пановым В.И. и председателем организационного комитета Борисенко Н.А., выступлениями и пожеланиями участников конференции на будущее.